Выберите своему ребенку имя, имеющее еврейское происхождение

Принято считать, что еврейские имена - это имена, происхождение которых связано с древнееврейскими источниками, идишем, ивритом и другими языками. Львиную долю из них можно найти в Ветхом Завете, различных толкованиях Библии, но только ими еврейский именослов не ограничивается. Представители этого народа нередко заимствовали чужие имена, и такая традиция возникла в те давние времена, когда Талмуд и Библия еще не набрали веса, авторитетности, какие они имеют сейчас. Например, у халдеев они взяли имена Бебай, Атлай, у вавилонян - Мордехай. Широко использовались и греческие имена - во времена владычества этого государства. Тогда особенной популярностью пользовалось имя Александр, впоследствии трансформировавшееся в Сендера. Упомянутые в Ветхом Завете имена не только прошли испытание тысячелетиями, легли в основу современных еврейских имен, но и разошлись по всему миру, обогатив именники и мусульманских, и христианских стран, но с поправкой на их языковые особенности. Например, персонаж Ветхого Завета Авраам для первых стал Ибрагимом (Ибрахимом), для вторых - Абрамом. Широко употребляют мужские и женские имена древнееврейского происхождения (например, АннаИльяЕлизавета) и славяне, порой даже не подозревая об их корнях. Однако значительная часть имен, например, Мойше, СоломонИзраиль безошибочно определяются как относящиеся к еврейским, равно как и женские ДинаСара, Эсфирь, Эстер, что, впрочем, не мешает их популярности в самых разных уголках планеты.

Процесс заимствования евреями имен продолжается в настоящее время, и связано это с национальными традициями имянаречения. Так, младенец мужского пола после рождения получает основное имя - руф номэн, источником которого чаще всего является Талмуд или еврейская Библия. Его предназначение связано с культовыми отправлениями, например, упоминанием в молитвах, вызыванием в синагоге. Еврейские дети часто получают имена уважаемых старших родственников: считается, что это обеспечивает им защиту и обладание лучшими человеческими качествами предка. Дают малышам и второе имя - для светской жизни, и если раньше традиция предписывала выбирать его по определенным критериям, то сейчас выбор является более свободным. Именно вторые имена часто оказываются заимствованными из чужих именинников. Поскольку евреи живут по всему миру, они могут брать их из языков страны проживания и выбирать такие варианты, которые были бы созвучны основному имени или имели сходное значение. Так, грузинский еврей может взять имя Гурам в качестве дополнения к Гешрону, Ираклий - к Ицхаку. Среднеазиатские евреи могут взять в качестве второго таджикское имя, а могут взять древнееврейское и, используя таджикский словообразовательный компонент, создать себе уникальное имя наподобие Эстермо или Рубенсиви. Еврей, живущий в исламском государстве, выберет мусульманское имя и станет Гассаном или Абдаллой; в Греции Тоби, чье имя означает «лучший, превосходный», выберет себе вторым греческое Аристон как имеющее аналогичное значение. Процесс заимствования женских имен отличался большей интенсивностью. Связано это с не слишком большим количеством имен для слабого пола, имеющимся в Библии. Помимо того, у женщин не было особой нужды в двойных именах, поскольку в религиозных обрядах они не участвовали. Могли использоваться имена самого разного происхождения, в том числе славянского, например, ДобраЗлата. Современной еврейской антропонимике свойственно пополнение и за счет собственных новых имен, ведь в ее распоряжении - богатейшие языковые традиции.


читать дальше